www.agioskanon.ru

Канон - Свод законов православной церкви

КАНОНЫ

Апостольские правила

Вселенские соборы

Первый-Никейский

Второй-Константинопольский

Третий-Эфесский

Четвертый-Халкидонский

Пятый-Константинопольский

Шестой-Константинопольский

Седьмой-Никейский

Поместные соборы

Правила святых отцов

СБОРНИКИ ПРАВИЛ

Матфей Властарь: Синтагма

Учение Господа: Дидахи

Каноны Святых Апостолов

Климент папа римский -
Постановления Апостольские
Номоканон изд. 1639г.

ИСТОРИЯ

Евагрий Схоластик -
История Церкви
Евсевий Памфил -
Церковная история
А. Карташев -
Вселенские соборы

СКАЧАТЬ

О брачном праве
Деяния вселенских соборов
Кормчая книга (Номоканон)

Разместите наш банер КАНОН - Свод законов православной церкви

версия для печати

Седьмой Вселенский Собор - Никейский

все правила
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22

 

4. Проповедник истины Божественный Апостол великий Павел, яко некое праило полагал Эфесским пресвитерам, паче же и всему священническому сословию, со дерзновением рек тако: сребра, или злата, или риз не возжелал: вся сказал вам, яко так труждающимся подобает помогать немощным, и помышлять, яко блаженнее давать нежели принимать. Сего ради и мы, от него научась, определяем: да отнюдь не умышляет епископ, из низкой корысти, употребляя в предлог мнимые грехи, требовать злата, или серебра, или иного чего от подчиненных ему епископов, или клириков, или монахов. Ибо Апостол говорит: неправедные Царства Божия не наследуют. И еще: не должны суть дети родителям снискать имения, но родители детям. Сего ради, Если усмотрено будет, что кто-либо ради получения злата, или инаго чего, или по некой своей страсти, возбраняет служение, и отлучает кого-либо из своих клириков, или заключет честный храм, да не будет в нем Божией службы: таковый, и на безчувственные предметы устремляя свое неистовство, по истине есть безчувствен; и должен подвержен быть тому, чему подвергал другаго; и обратится болезнь его на главу его.

 Зонара. Это правило совершенно запрещает архиерею требовать, чтобы подчиненные ему давали ему что-нибудь, и приводит великого Павла, который говорит: сребра, или злата, или риз ни единого возжелах и который представляет себя в образец и пример для всех, что верующие так должны жить и труждаясь заступати немощныя (Деян. 20, 33. 35), указывая здесь под именем немощных не болящих, но всех каким бы ни было образом имеющих нужду в милости. А если это заповедуется всем, то еще более будет прилично епископам. Итак, правило определяет, чтобы епископ не требовал, вымышляя из низкой корысти предлоги, от состоящих под его властию епископов, клириков, или монахов, злата, или сребра, или другой вещи. Ибо, говорит, такое требование несправедливо; а неправедницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9); и еще: не должна бо суть чада родителем снискати имения, но родители чадом (2 Кор. 12, 14). Это – апостольския изречения. Итак, если какой епископ, требуя от подведомых ему какой-нибудь вещи и находя их неблагопокорными, отлучит их, или по другой сильной страсти, или заключит храм, чтобы не было в нем священнодействий, устремляя свой гнев, который в правиле наименован неистовством по причине крайней силы его и неразумности, на нечувственное, то есть на храм, таковый, по словам правила, бесчувственен и должен подвержен быти тому, чему подвергал другого, то есть должен быть отлучен и потерпеть, что сам сделал, - епископ от его митрополита, а митрополит от патриарха, которым подчинены; и обратится болезнь на главу его (Пс. 7, 17), как преступника заповеди Божией и апостольских постановлений. И затем правило приводит слова верховного из Апостолов Петра, которыя написаны в первом из соборных посланий его.

 Аристен. Определяем, чтобы епископ отнюдь не измышлял требовать от подведомых ему епископов, или клириков, или монахов, золота, или серебра, или другой вещи. Итак, если найдено будет, что кто-либо ради истязания злата, или иного чего, или по какой-нибудь собственной страсти, удаляет от служения, или отлучает кого-либо из подчиненных ему клириков, или запирает честный храм, чтобы не было в нем священной Божией службы, должен быть подвергнут тому же наказанию. Ибо Апостол Петр говорит: пасите стадо Божие не нуждею, но волею, и по Бозе; не неправедными прибытки, но усердно; не яко обладающе причту, но образи бывайте стаду (1 Петр. 5, 2. 3. 4).

 Назначать епитимии и отлучать для того предоставлено священными правилами епископам, чтобы погрешности, допущенные подчиненными им клириками и прочими, исправляемы был духовно и вместе отечески. Если же некоторые, совершенно злоупотребляя сею властию, будут отлучать кого-нибудь, или подвергать епитимии, по собственной страсти, или требуя золота, или чего инаго; таковые справедливо должны подвергнуться тому же, чему подвергали других, чтобы научиться не подвергать епитимии без основания.

 Вальсамон. Дабы искоренить из среды носящих имя Христа постыдную страсть корыстолюбия, отцы определили, чтобы архиереи не имели права требовать от подведомых им епископов, или монахов, или клириков золота, или другой какой бы то ни было вещи. А тот архиерей, который по таковой причине отлучает кого либо из подчиненных ему, или допускает, чтобы из за этого не было славословия в божественном храме и таким образом, выставляя какие-нибудь пустые и неканонические предлоги, изливает странное свое неистовство на бесчувственное, то есть на храм, должен подвергаться тому же самому наказанию, как человек поистине бесчувственный. Подвергаться тому же наказанию значит – законно потерпеть то, что сделал незаконно. Постановляя это отцы пользовались и разными изречениями из послания святого Апостола Павла к Ефесеям, в которых карается корыстолюбие и сребролюбие и ублажается милосердие. Что же? Если есть каноническая причина, получит ли прощение архиерей требующий золота, ил серебра от подчиненного ему? Решение. Никаким образом; ибо если он сделает это то должен быть наказан, как преступник заповедей Божиих и как продавший душевное спасение подчиненного ему. Ибо первенствующий должен наказывать по правилу своего епископа, или клирика, или монаха в случае погрешности их, а не уклоняться от канонического исправления ради какой либо корысти. Правило заповедует архиереям не господствовать над своими клириками, то есть не пользоваться ими как рабами и слугами, но пасти и исправлять их без пристрастия и какого либо принуждения. Заметь из настоящего правила, что отлучается на основании возмездия тем же не только архиерей, отлучивший своего клирика из за корыстолюбия, но и тот, который несправедливо сделает что либо подобное по страсти, или по другой незаконной причине. Исследование об этом производится у того, кто имеет высшую власть и может решать сии дела. Ищи еще 17-ю главу 1-го титула 3-й книги Василик, которая есть Юстинианова новелла, где говорится так: воспрещаем всем епископам и пресвитерам отлучать кого либо от святого причастия прежде чем доказана будет вина, за которую церковныя правила повелевают этому быть. Если же кто вопреки сему удалит кого от святого причастия, то тот, кто несправедливо был удален от святого причастия с отменою отлучения высшим священником, должен быть удостоен святого причастия; а дерзнувший неправильно удалить кого либо от святого причастия, всемерно должен быть удален от причастия тем священником, которому он подчинен, настолько времени, насколько тот признает нужным, дабы по справедливости потерпел тоже самое, что сделал несправедливо. Заметь, что настоящее правило наказывает равным возмездием тех епископов, которые из постыдной корысти, или по своей страсти отлучают кого либо из подчиненных им, или заключают храмы; так что кто отлучил таким образом, и сам должен быть отлучен; а кто заключил храм, должен быть наказан и больше, чем отлучением. Но не скажи по противоположению, что не подлежит наказанию епископ, который отлучил кого либо, или заключил храм не по корыстным побуждениям и не по собственной страсти, а на законном основании; но противоположение относи к одним отлучениям; ибо епископ, заключающий храмы каким бы ни было законным, или незаконным образом, должен, как мне кажется, подвергнуться наказанию, как сказано выше.  

 Другое толкование. Настоящее 4-е правило освобождает клириков от всякого корыстного вымогательства, измышляемого архиереем. А 2-я, 3-я, 4-я и 5-я главы 3-го титула 3-й книги Василик определяют, что клирики не подлежат ни сборам с домов, ни личной общественной службе, ни вообще каким бы ни было общественным повинностям, и платят только одне общественные подати. Но приснопамятный между императорами господин Мануил Комнин постановлением хрисовулла, изданного в феврале месяце 7-го индикта 6600 года, всем, где бы они не находились в странах греческих, - священникам, которые платили общественные подати, не только предоставил свободу от всякой общественной повинности, но и свободу от поземельной подати. А спустя несколько времени даровал свободу от сбора и по 4-й главе (Василик), хотя бы платимые ими подати не были поземельные. Такое преимущество свободы от общественных повинностей он даровал и священникам, имевшим жительство во всех владениях, составлявших собственность церквей и монастырей; а количество священников, подлежавших взысканию с них казенных податей, определил в особой росписи, дабы собирать с них подати в уменьшенном размере, с тем, чтобы на будущее время не увеличивать этих податей; остальных священников, имевших личное имущество, повелел вовсе не вносить в роспись, потому что с них не должно быть никакого сбора. А когда спустя несколько лет вследствие того, что некоторых священников, подлежавших взысканию с них казенных податей, оказавшихся сверх определенного, как сказано, в росписях числа, стали привлекать к уплате морской подати и прочих казенных повинностей, то святейший патриарх Кир Лука обратился с просьбою к державному и святому нашему императору, и по императорскому повелению было подвергнуто расследованию, служит ли упомянутый хрисовулл в пользу этим подлежащим уплате казенных податей – священникам так, чтобы они были освобождены по крайней мере от казенных повинностей. В Синоде было признано, что таковые священники имеют по крайней мере свободу от повинностей. Ибо святый Синод сказал, что и из предисловия сего хрисовулла, а также из того, что все священники имеющие личную собственность, не показанные в росписи, пользуются льготою, открывается самым делом, что царское благодеяние распространяется на всех священников. Не справедливо, говорили отцы синода, и с императорскою милостию не согласно, чтобы эти, не внося ничего в казну, пользовались этим преимуществом ради чести священства, а те, будучи плательщиками казны, терпели убытки и не имели преимущества вследствие своего священства, но управлялись бы подобно мирянам. Прочти синодскую записку об этом, составленную в июле месяце, 1-го индикта 6600-го года.

 Славянская кормчая. Святителем срамного ради богатства по своей страстней воли не запрещати ни отлучати подручных ему. – Повелеваем никакоже замышляти епископу просити, злата и сребра или иного некоего вида, от сущих подним епископ, или причетник, или черноризец. Аще убо которыи епископ за истязание злата, или иного вида, или некоего своего ради страстного угодия, обращается упражняя от службы, или отлучая кого подним сущих епископ, или причетник, или черноризец, или честную церковь затворит, еже не бывати в ней священным Божиим службам, той же страсти и сам повинен будет. Рече бо верховный апостол Петр, пасите стадо Божие не с нуждею, ни вземлюще ничтоже, срамного ради прибытка, но от всего сердца: не яко обладающе причтом, но яко образ бывающе стаду (1 Петр. 62).

 Толкование. Еже запрещати и отлучати, сего ради дано есть от священных правил епископом, да прегрешения сущих подними причетник, и прочих людей, духовно же купно, и отечески исправляют. Аще же неции епископи на власть сию надеющеся отлучат некия, или запрещение дадят, или упразднят кого от службы, или церковь затворят, якоже не быти в ней службе, своея ради страстныя воли, или истязания ради злата, или иного некоего образа, таковии в правду той же страсти повинни будут: и да приимет убо епископ, отлучение от митрополита. Аще же митрополит се творит, да приимет отлучение от патриарха, да обратится болезнь его на главу его, яко на преступника Божиих заповедей, и апостольских повелении, и да научатся не запрещати не подобно.