www.agioskanon.ru

Канон - Свод законов православной церкви

КАНОНЫ

Апостольские правила

Вселенские соборы

Первый-Никейский

Второй-Константинопольский

Третий-Эфесский

Четвертый-Халкидонский

Пятый-Константинопольский

Шестой-Константинопольский

Седьмой-Никейский

Поместные соборы

Правила святых отцов

СБОРНИКИ ПРАВИЛ

Матфей Властарь: Синтагма

Учение Господа: Дидахи

Каноны Святых Апостолов

Климент папа римский -
Постановления Апостольские
Номоканон изд. 1639г.

ИСТОРИЯ

Евагрий Схоластик -
История Церкви
Евсевий Памфил -
Церковная история
А. Карташев -
Вселенские соборы

СКАЧАТЬ

О брачном праве
Деяния вселенских соборов
Кормчая книга (Номоканон)

Разместите наш банер КАНОН - Свод законов православной церкви

версия для печати

Седьмой Вселенский Собор - Никейский

все правила
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22

 

14. Всем явно есть, яко порядок не разлучен от священства, и с точностью хранить относящиеся к священству производства, есть дело Богу угодное. И понеже видим, яко некие, без руковозложения, в детстве приняв причетническое пострижение, но еще не получив епископокого рукоположения, в церковном собрании на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами: то повелеваем отныне сему не быть. Сие же самое соблюдать и в рассуждении монахов. Рукоположение чтеца творить позволяется каждому игумену в своем, и токмо в своем монастыре, Если сам игумен получил рукоположение от епископа в начальство игуменское, без сомнения уже будучи пресвитером. Подобно и хорепископы, по древнему обычаю, с позволения епископа, должны производить чтецов.

 Зонара. Некоторые, не получив руковозложения, то есть производства в чтеца, восходя в собраниях на амвон читали священные книги. Итак, настоящее правило возбраняет этому быть следующими словами: явно, то есть очень ясно и известно, что порядок соблюдается во всем священстве. А чтобы не получивший руковозложения и не сопричисленный в чин чтецов, каковы суть все те, кои, быв посвящены Богу с детства, имели только пострижение на голове и ничего более, - читал народу на амвоне боговдохновенное писание, это есть бесчиние. Итак, правило не дозволяет этому быть впредь; тоже самое и в отношении к монахам. Производство чтеца может, говорит правило, совершать и игумен, только в одном своем монастыре, если имеет утверждение на игуменство от архиерея и состоит в сане священника. Могут также производить чтецов и хорепископы с дозволения епископа, под властью которого состоят. А по десятому правилу антиохийского собора хорепископы производят и иподиаконов и заклинателей и дают, согласно с сим правилом, мирные письма.

 Аристен. Без епископского руковозложения никто не должен читать на амвоне; это должно иметь силу и для монахов. А игумен, если имеет руковозложение от епископа, только в своем монастыре может производить чтеца. Может произвести чтеца и хорепископ.

 Хотя бы имел кто священническое пострижение, если не примет и от епископа рукоположения, не должен читать в собрании на амвоне священных Божиих книг. Точно также не должен делать сего и монах. А игуменом, если они пресвитеры и настоятельство в монастыре приняли от епископа чрез руковозложение его, дается дозволение производить чтеца в одном своем монастыре. Также могут производить чтецов и хорепископы. А десятое правило антиохийского собора объясняет, что они поставляют и иподиаконов и заклинателей, хотя Василий Великий и не дозволяет им без его согласия принимать кого либо в церковную службу, потому что они относятся к избранию таковых с небрежением и равнодушием.

 Вальсамон. Порядок поддерживает все, небесное и земное, а еще более умилостивляет Бога красота благочиния, соблюдаемая среди священнодействующих. Итак, говорят святые отцы, поелику мы видим, что некоторые, облекшись в детстве в черные одежды, как бы посвященные Богу, и приняв пострижение не чрез руковозложение местного епископа, дерзают, по достижении зрелого возраста, вопреки правилам читать на амвоне божественные писания, - то постановляем, чтобы этого не было, ибо это производит бесчиние; и чтобы не иначе кто-нибудь читал на амвоне божественные писания, как если примет печать пострижения чрез епископское руковозложение: тоже самое должно быть соблюдаемо и по отношению к монахам. Но, поелику это признано, как кажется, неудобным для монахов, которые живут по большей части в пустынях и не могут легко приходить в город и являться к епископам, то дозволено игуменам, получившим утверждение от епископов, если они пресвитеры, в случае необходимости делать монахов чтецами в своем монастыре, дабы они невозбранно читали божественные писания на амвоне. Точно также и хорепископам предоставлено право производить чтецов по епископскому поручению. Так предписывает правило. Этим разрешается великое возражение тех, которые говорят, будто лица, имеющие только пострижение чрез архиерейское руковозложение и еще не причтенныя к клиру, не суть клирики, так что они имеют право опять обращаться в мирское звание. Ибо совершенно ясно открывается, что как скоро кто примет руковозложение пострижения от архиерея, он тотчас делается клириком, так как ему дозволяется и читать на амвоне. А мне кажется, что и тот, кто просто облекся в черную одежду с целию вступить в клир, не может сложить с себя это одеяние, ибо изъявил намерение посвятить себя Богу, и потому не может нарушить своего обета Богу, и насмеяться над святым образом, подобно позорищным, что именно много раз я говорил и относительно монахов; а о тех, которые облеклись черные одежды с пением трисвятого, говорю решительно, что они не могут переменить одежды. Правило говорит, что всякий игумен утвержденный архиереем, если он священник, имеет право делать чтецами монахов в своем монастыре и только в своем; по этому некоторые спрашивали: вместе ли с производством во игумена дается ему право совершать это, и без нарочитого разрешения архиерея? И некоторые говорили, что за руковозложением игуменства без особого указания следует и это, потому что правило не прибавляет более ничего; для подтверждения своих слов они пользовались и 24-м правилом Лаодикийского собора. А другие напротив полагали, что, поелику и чтец есть клирик, то он необходимо должен быть поставляем с руковозложением епископа, или с его дозволения; почему и игумен тогда может совершать в своем монастыре производство во чтеца, когда и это будет ему дозволено архиереем его. Ибо если не скажем этого, то по необходимости признаем за ним право без архиерейского дозволения принимать и исповедь монахов своих и других, что невозможно. Ибо только архиереям и тем священникам, которые от них получат дозволение, предоставлено свыше вязать и решить. А когда с противной стороны сказали, что если требуется на это для игумена еще особенное дозволение местного епископа, то предоставленное игумену правилом обращается в ничто; те с своей стороны отвечали, что и таким образом дается игумену большое право; ибо когда ни один священник не может совершать производства во чтеца, хотя бы было дозволено это архиереям, указанные игумены по архиерейскому определению совершают это, что и есть особенное преимущество. А мне думается, что правилом предоставлено это игуменам без ограничения. – Еще, когда возникло пререкание относительно того, бывают ли игуменами лица не имеющие священства, некоторые говорили, что, поелику они производятся по испытании от епископа, то конечно епископ изберет того, кто искусен в деле врачевания душ, хотя бы это было лице и не имеющее священства; а никак не того, кто хотя имеет рукоположение, но не имеет сказанного искусства; точно также как и болящий телесно не изберет для врачевания себя человека не сведущего во врачебном искусстве; на том основании, что этот избран в звание главного врача, и не обойдет человека умного и сведущего, но не избранного в сие звание, потому что не избрание, а хорошее знание дела дает исцеление. А другие напротив полагали, что, поелику правило определяет, что имеют это право произведенные во игуменов от епископов, то есть уже имеющие священство, то из этого открывается, что, кто не священник, тот не производится и в игумена. – Но это, по моему мнению, не так. Ибо не для игуменства прибавлено святыми отцами, что игумены непременно суть священники, а для производства чтеца, так как невозможно, чтобы чтец был поставлен от игумена е имеющего священства. Итак, и на основании настоящего правила и на основании 19-го говори, что правильно производятся в игумены и лица не имеющие священства, потому что игуменствуют и женщины. И как оне не принимают исповеди и не производят чтецов; так не совершают ничего подобного и монахи и игумены, не имеющие священства, потому что они и не способны принять от епископа дозволение на что-нибудь такое. Что же? Юстинианова новелла, как мы многократно упоминали, говорит, что никто не бывает чтецом, не имея осмнадцати лет; но если кто, еще в детстве, примет руковозложение во чтеца от архиерея, достаточно ли будет этого для него, или, по достижении осмнадцатилетнего возраста, нужно будет другое архиерейское производство? Решение. Если будет дозволено таковому снова принимать производство, как будто первое производство было не действительно, то он будет иметь право прежде этого второго производства, возвратиться в мирское звание, что не уместно. Посему, как мне кажется, для получившего поставление в детстве и должно быть достаточно первого поставления, принятого от архиерея, которое и должно иметь такое же значение, как если бы оно совершено было им после достижения осмнадцати лет, и тем более, что не находится правила, которое бы говорило, что подвергнется осуждению тот, кто примет руковозложение в чтеца прежде этого времени. А относительно прав хорепископа прочти 10-е правило антиохийского собора.

 Славянская кормчая. Без поставления епископля, да не поет на амвоне; сеже да держится и на мнисех. Игумен же поставлением от епископа, токмо во своем монастыре, да поставляет чтецы: поставляет же чтецы и сельский епископ.

 Толкование. Аще и пострижение кто мнишеское имать, и аще от епископа поставления не приимет, ад не чтет в соборе на амвоне священных Божиих книг. Такоже и мирскии человек того да не творит. Игумени же, аще же суть и пресвитери, поставлением епископа старейшинство в монастырех прияша, власть дана есть им поставляти чтецы, токмо в своих монастырех: но и сельстии епископи чтецы, да поставляют, якоже десятое правило, иже во Антиохии собора повелевает, иподиаконы, и заклинатели да поставляют же. Аще и Великии Василии, в 88-м правиле своем, не прощает их, без повеления своего в церковную службу никого же приимати, понеже тии, небрежением и леностию, о избрании таковых не прилежат. (О сем ищи 6-го собора правило 33).