www.agioskanon.ru

Канон - Свод законов православной церкви

КАНОНЫ

Апостольские правила

Вселенские соборы

Поместные соборы

Правила святых отцов

СБОРНИКИ ПРАВИЛ

Матфей Властарь: Синтагма

Учение Господа: Дидахи

Каноны Святых Апостолов

Климент папа римский -
Постановления Апостольские

О подлинности
Апостольских Постановлений
КНИГИ:
I II III IV V VI VII VIII

Номоканон изд. 1639г.

ИСТОРИЯ

Евагрий Схоластик -
История Церкви
Евсевий Памфил -
Церковная история
А. Карташев -
Вселенские соборы

СКАЧАТЬ

О брачном праве
Деяния вселенских соборов
Кормчая книга (Номоканон)

Разместите наш банер КАНОН - Свод законов православной церкви

версия для печати

Климент папа римский

Постановления апостольские изреченные в восьми книгах.

О подлинности.., I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII.

Апостольские Постановления

В конце III или начале IV века появился еще один сборник, издание которого приписывается святому Клименту Римскому, — "Апостольские Постановления". Некоторые авторы, в основном западные, а из наших ученых профессор Н.С. Суворов [1], относят составление этого сборника к концу IV столетия. Против такой датировки говорит то обстоятельство, что Церковь представлена в "Постановлениях" гонимой, а догматическое учение сформулировано в них с полемической направленностью против ересей, возникших в первые три столетия, в особенности против гностицизма, но в "Постановлениях" нет никаких упоминаний арианства, волновавшего Церковь в IV веке.

Первые 6 книг "Апостольских Постановлений" совпадают с "Дидаскалией", текст которой, однако, подвергся в новом сборнике значительной переработке. 7 книга "Постановлений" близка по содержанию к "Дидахи", хотя, в отличие от "Дидахи", здесь, как и в "Церковных канонах", уже ничего не говорится о пророках и странствующих апостолах, зато, кроме епископов и диаконов, упоминаются пресвитеры.

8 книга "Апостольских Постановлений" носит по преимуществу церковно-правовой характер и содержит ряд изреченных от лица каждого из 12 апостолов правил о рукоположении клириков, об их правах и обязанностях и о церковной дисциплине. Эта книга имеет особое название: "Постановления Святых Апостолов о рукоположениях". Фикция апостольского происхождения выражена здесь в весьма притязательной форме: каждый апостол представлен говорящим от своего имени в первом лице: "Первым говорю я, Петр. Во епископа рукополагать, как в предыдущем все мы вместе постановили, того, кто беспорочен во всем, избран всем народом, как наилучший…", "и я, Иаков Алфеев, постановляю об исповедниках. Исповедник не рукополагается, ибо исповедание есть дело воли и терпения, но он достоин, великой чести" [2].

В 85 Апостольском правиле дается перечень "чтимых и святых книг". К Священным книгам здесь присовокуплены два постановления св. Климента: "и постановления вам епископам мною Климентом изреченныя в осми книгах (которых не подобает обнародовати перед всеми ради того, что в них таинственно)". Речь идет об "Апостольских Постановлениях". Однако апокрифичность "Постановлений" побудила Западную Церковь отвергнуть их авторитет. Этот сборник употреблялся исключительно на Востоке, но и здесь он был подвергнут строгой цензуре.

Трулльский Собор 691 г. отверг "Апостольские Постановления" как книгу, поврежденную еретиками: "Поелику же в сих правилах поведено нам приимати оных же Святых Апостолов постановления, чрез Климента преданныя (имеется в виду 85 е Апостольское правило), в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественнаго учения, то мы, ради назидания и ограждения христианнейшия паствы, оныя Климентовы постановления благоразсмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение" (прав. 2).

Тем не менее отрывки из 8 книги "Апостольских Постановлений" и после Трулльского Собора продолжали включаться в греческие церковно-правовые сборники. Они вошли в "Синопсис", на который Аристин написал свои толкования и который лег в основу нашей "Кормчей"; во 2, 3 и 4 главах "Кормчей" помещено 17 так называемых канонов апостола Павла (гл. 2), 17 канонов первоверховных апостолов Петра и Павла (гл. 3) и 2 канона "всех святых апостол купно" (гл. 4). Ничего еретического в этих псевдоапостольских канонах нет, но по строгому смыслу 2 правила Трулльского Собора они не имеют юридической силы в Церкви.

В толковании на 85 Апостольское правило Зонара, разъясняя вопрос об авторитетности "Апостольских Постановлений", писал: "Когда 2 правило VI Собора делает такое постановление и нигде не сделало упоминания о других Апостольских правилах, кроме 85, то других правил, именуемых Апостольскими, не должно принимать, но таковые скорее должно порицать, изобличать и отвергать, как имеющие ложные надписания, как поврежденные и находящиеся вне исчисленных и одобренных Божественными и Священными Отцами".

Правила, заимствованные в "Кормчую книгу" из "Апостольских Постановлений", не приняты в нашу "Книгу правил", которая представляет собой канонический кодекс, заменивший "Кормчую". Однако "Апостольские Постановления", содержащие в себе верную картину церковной жизни и церковной дисциплины первых столетий, сохранили ценность исторического памятника. Кроме того, несмотря на свою апокрифичность, эта книга в основном все-таки проникнута апостольским духом.

Св. Епифаний Кипрский писал о "Постановлениях", что в них "нет ничего, что бы нарушало веру, ее исповедание, церковный порядок и каноны" [3]. Профессор П.П. Глубоковский высказал предположение, что Трулльский Собор, отвергая "Апостольские Постановления", имел дело с другой их редакцией, а не с той, которая дошла до нас [4].

Цыпин В., прот.

1. См: Суворов Н. Указ. соч. С. 145.

2. Постановления Апостольские (в русском переводе). Казань, 1864. С. 254, 286.

3. Migne. Patrologia Graeca. Т. XX. P. 10.

4. См: Глубоковский Н.Н. Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София, 1935. С. 111-115.